карта открытий

Как создатель «огненной машины» опередил время

1763, Барнаул
Год и место создания:
Иван Ползунов
Изобретатель:

Пароатмосферный двигатель И.И. Ползунова

смотреть на карте
Талантливый изобретатель, специалист по горным наукам и плавильному делу Иван Ползунов создал пароатмосферный двигатель для горно-металлургической промышленности, который коренным образом отличался от существующих в то время английских Т. Севери и Т. Ньюкомена, — они были одноцилиндровыми и пригодными лишь для откачки воды из шахт.
Двигатель Ползунова двухцилиндровый, непрерывного действия, он мог подавать дутье в печи и откачивать воду. Проект «огненной машины» был представлен императрице Екатерине II, и она распорядилась произвести Ползунова в «механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика», наградить 400 руб. и, по возможности, направить на учебу в Академию наук.
Весной 1764 г. по решению Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства Иван Ползунов приступил к строительству машины, причем в 15 раз более мощной, чем по проекту 1763 г. Местом для строительства определили стекольный завод; котел, цилиндры и другие крупные детали делали в одном из цехов Барнаульского завода. Строительство большой машины (высотой около 11 м), не опробованной даже на модели, потребовало много времени и сил.
Цилиндры
Аккумулятор сжатого воздуха
Мехи металлургических печей
Водяной насос
Паро-водораспределительный механизм
Паровой котёл
Большой балансир
Большой балансир
Полубалансир для привода паро-водораспределительного механизма
Полубалансир для привода насосов
Сам изобретатель не увидел свое детище в действии — он умер от чахотки в 38 лет за несколько месяцев до запуска конструкции.
7 августа 1766 г. машина начала обслуживать три плавильные печи и проработала с небольшими перерывами до 10 ноября того же года, пока не прогорел котел двигателя (Ползунов предупреждал, что такой котел годен только для опытных работ).
Однако ремонтировать машину не стали. А в 1784 году Джеймс Уатт получил патент на универсальный тепловой двигатель, который стали применять на фабриках всего мира.
За 1023 часа полезной работы машины Ползунова с ее помощью выплавили более 14 пудов серебра, что не только полностью окупило постройку и обслуживание конструкции, но дало 11 тысяч рублей прибыли.
Макет паровой машины Ползунова сейчас можно увидеть в музее.
1766
год использования